Миха Travels Миха
О себе Мотоцикл Поездки Видео Гостевая

Северный Урал. Перевал Дятлова

 

 

 

 О печально известном перевале имени Игоря Дятлова. В феврале 1959 года здесь при невыясненных обстоятельствах погибли 9 туристов из Уральского политехнического института. «Их было 9, — читаем на обелиске, — под этим перевалом вьюжной ночью 2 февраля 1959 г. погибли туристы УПИ Дятлов И., Колмогорова 3., Дорошенко Ю., Слободин Р., Кривонищенко Ю., Колеватов А., Дубинина Л., Тибо-Бриньоль Н., Золотарев С. Памяти ушедших и не вернувшихся назвали мы этот перевал имени группы Дятлова».

 Существует множество версий их гибели, особенно их число множится в последнее время. Загадочная причина заставила туристов среди ночи разрезать изнутри палатку и кинуться вниз по склону, в конце которого были обнаружены их замерзшие тела. Следствие, открытое по факту их гибели, было прекращено, все материалы канули в секретных архивах.

 Военные испытатели не берут на себя ответственность за трагедию дятловцев даже сейчас, когда поднялись завесы и над более зловещими событиями. Экстрасенсы, привлеченные для анализа ситуации, настаивают на вмешательстве параллельных цивилизаций. У большинства из нас, пропитанных материалистическими теориями, их выводы вызывают улыбку или даже раздражение. Но поднимите голову вверх и как-нибудь безоблачной ночью загляните в печальную глубину таинственных небес... (По Н. Рундквисту)

 Эта загадочная история, произошедшая близ горы Холат-Сяхыл, до сих продолжает волновать многих. Пешком, на лыжах, велосипедах, снегоходах, квадроциклах и джипах люди стремятся на перевал, чтобы своими глазами увидеть пирамидку и мемориальную плиту, установленные на скальном останце вблизи от места, где была обнаружена палатка погибших туристов.

 Мы же мототуристы, значит, едем к перевалу на мотоциклах. Первая попытка была предпринята ещё в 2008 году. Тогда из-за сильных дождей и нашей неопытности не дошли до перевала всего 11 км. Естественно, мы жаждали реванша. Однако вторая попытка закончилась бесславно в 2 км севернее Ивделя из-за сгоревшего генератора на «Ямахе». Третий раз ехать собрались спонтанно и были жестко ограничены по времени. Но, забегая вперед, скажу, что мотоциклетно-восходительную часть маршрута удалось уместить в двое суток.

 Итак, в 6 утра 21-го августа стартовали из посёлка Калья.

Картинка

 В тумане добрались до Ивделя, заправились в нем, и двинулись на север к Вижаю. В Ивделе последняя заправка (но, в крайнем случае, всегда можно дождаться охотников или рыболовов на УАЗах). От Ивделя до реки Вижай 140 км, дошли до неё к 08.30 ч., хорошая грунтовка. В 2008 году, не заметив, проскочили Вижай по мосту, теперь нас ждал первый сюрприз - мост смыло паводком. Река широко разлита в месте брода, проходим по косе (шаг влево, шаг вправо – утоп). Средняя глубина 50 см, но в этот год воды было мало по сравнению с 2008 годом. Поэтому брод взяли без разведки.

 

 Далее опять хорошая грунтовка (20 км) до реки Северная Тошемка. Этот брод серьёзнее, в прошлом году там утопили «Ямаху», проехав ниже отмели, поэтому разведали замысловатую траекторию и успешно взяли брод. До Ушмы (20 км), подремонтированная в прошлом году дорога, вполне приличного качества, до неё прошли два небольших брода через Тосамью и Витим-Ятию. На реке Ушма нас ждал уже приятный сюрприз. Вода оказалась низкой. Брод: уходим на 100 м. вниз по течению и по замысловатой кривой без проблем форсируем реку. В 2008 году утопили здесь «Джебел» - воды выше сиденья и сильное течение. В этот раз воды в два раза меньше.

 

 По пути к Ауспии остановились у моста, называемого «Чертовым». За год он еще больше обветшал. Есть вероятность, что в следующий раз его уже не будет. Мотоциклы мы аккуратно по нему перекатили, а квадрики и все, что крупнее, идут понизу.

Картинка

  Без проблем добрались до Ауспии, по пути обогнав колонну геологов. От Ушмы до Ауспии около 25 км, хорошая грунтовка, брод спокойный, вода в среднем 60 см.

Картинка

 За Ауспией начинается интересное – большие лужи диной 100 м и глубокие. В 2008 году в них утопили «Джебел», 2009 год посуше, но лужи всё равно большие. Эта дорога (до базы Ильича) сильно раскатана тяжелой техникой, но проблем не составила. Бездонные лужи объезжали по лесу, спасибо квадрикам. Уже к 14 часам добрались до базы. На самом деле базы никакой нет, остался лишь покосившийся столик на живописной поляне берега Лозьвы. От Лозьвы начинается подъём, размытая грунтовка, начинаем потеть, падать.

 Довольные взятым темпом, едем к избушке в кедровнике (там собирались пообедать), но погода, до этого ясная и теплая, резко испортилась. Набежали тучи, грянул гром, полил дождь. Кстати, год назад попали в дождь в этом же месте. Сразу закралась мысль, что духи перевала не пускают нас к себе. Но, тем не менее, под дожем покарабкались наверх. По пути к избушке преодолели ручей в (2/3 колеса) и болотце (по квадриковским объездам). До избушки в кедровнике доехали без больших проблем, хотя уже начала сказываться усталость.

 

 Пообедав сухим пайком, двинули на штурм перевала Чарконур. По опыту прошлой поездки помнили, что это был самый сложный участок. Тогда мы вышли на него (4 км!) в 11 часов, добрались до вершины только к 18 часам и повернули назад, к избушке, по причине полного упадка сил и заканчивающегося топлива. Нынче условия были не лучше. Дождь возобновился, дорога раскисла, по колеям текли ручьи. Много проблем доставляли корни кедров. Некоторые были перепилены, но далеко не все. Двигались по колее, выставив одну ногу в качестве лыжи. Преодолели болотину, разъезженную донельзя, где-то по объездам, наезженным квадриками, где-то просто по лесу между деревьями.

 

 Затем дорога стала резко забирать вверх, начались ступеньки и россыпи камней, через которые моты перетаскивали вдвоем. Тренируемся падать, и хоть запасные канистры мы скинули, каждый килограмм снаряжения в баулах давал дополнительную нагрузку и, соответственно, усталость. Но опыт и лучшая подготовка техники сыграли свою роль, и 4 км до вершины Чарконура мы преодолели всего за 4 часа. Там от усталости просто повалились на землю и минут 30 отдыхали.

Картинка

 До перевала Дятлова оставалось около 11 км. Подъехали 5 квадриков из Перми. Дальнейшее восхождение и обратный путь шли параллельно, то они нас обгонят, то мы их. Дорога была уже проще. Встретились 2-3 км колеи и грязи при подъеме на главный хребет, но местами даже ехали на 2-3 передачах. Ближе к границе леса деревья стали реже, было ощущение, что едешь по парку. Время подходило уже к 9-ти часам вечера, начали думать о лагере. Квадрики очередной раз перегрелись, встали на ночевку и предложили устроиться по соседству, но мы проехали еще несколько км, нашли ручей, и уже в сумерках, под периодически возобновляющимся дождем, расставили палатки и натянули тент. Было не холодно, но мокро. Решили не мучиться с костром, а опять обойтись сухим пайком. Тут появилась мысль о том, что иметь бензиновую горелочку в такой ситуации было бы совсем неплохо. Спали прекрасно: хоть и на косогоре, но как убитые. К утру снова набежала гроза, и часа на три зарядил дождь. К 09.30 дождик утих, вылезли из теплых спальников. Оказалось, что ручей разлился раза в четыре, тент наш оборвало, и все вещи еще больше намокли. Позавтракали опять без костра; скрипя зубами, натянули мокрую одежду и поехали искать обелиск, до которого GPS обещал около 1,5 км.

 Дорога вела нас в гору по тундре, но на камнях потерялась. Идём по навигатору, вскоре снова нашли следы, которые привели нас к цели. Когда подъезжали, дождь перестал, и открылся вид на окрестные горы.

 

  Останец с памятной плитой стоит отдельно от других скал, издали видно белую пирамидку на вершине. Справа возвышается купол горы Холат-Сяхыл, вершина которой скрыта облаками. Отортен не видели, он за гребнем, в его направлении уходили следы колес. Отортен стоит значительно севернее Холат-Сяхла, хотя и входит с ним в один массив. Высота Отортена 1182 метра, а Горы Мертвецов – 1079 метров. Насколько Гора Мертвецов мрачна и страшна своей безжизненностью, настолько же Отортен радует сердца туристов своей красотой и гостеприимством.

 

 Места вокруг перевала жутковатые. В каменных останцах воет ветер, рядом возвышается хмурый купол Холат-Сяхла - Горы Мертвецов. Это мансийское название дано задолго до трагической ночи в 59-м году. Согласно легенде на вершине погибло девять охотников манси. Более суровой и мрачной горы в этой части Северного Урала нет. Скалы на перевале Дятлова, словно детали зловещего музыкального инструмента, создают странные звуковые эффекты - шум автомобильного мотора, рев водопада, наконец, сеющий тревогу непонятный вибрирующий звук…

 «Ты слышишь: высокие ноты сменились

 На низкие? – С хором беспечно смеющихся

 Сливается смех Холат-Сяхла, нанизан

 Граненою цепью по скальным карнизам...» (Я. К.)

 Ощущалась некая торжественность оттого, что мы все-таки доехали, и светлая грусть от прикосновения к тайне этого печального места. Почтили память погибших здесь. Фотосессия. Тем временем снизу по распадкам поднимается туман и пейзажи на глазах уходят в «молоко».

 Возвращаемся.

 

 Встретили квадроциклистов, выехавших позже, поделились с ними координатами, объяснили дорогу. Они ушли в туман, а мы вниз. Спуск всегда проще подъема, и без особых сложностей мы достигли избушки. Там нашли дрова и еще дымящееся кострище, и наконец-то приготовили горячего и попили чаю. Дальнейший спуск к базе Ильича оказался непростым. После обеда было несколько глупых падений и застреваний. Тем не менее спустились и поехали к Ауспии. Уровень воды прилично поднялся, так, что скрывало переднее колесо, но брод взяли. Уже после 18 часов выдвинулись к Ушме. Там вода поднялась не сильно, прошли нормально. Еще до Ушмы начались перебои в моторе «Ямахи», после брода сняли и прочистили карбюратор. «Джебел» отметился откручиванием разных болтиков и забившимся тросиком газа. Больше технических проблем не было. Пока возились с карбюратором, стемнело, и хитрый брод через реку Северная Тошемка брали при свете фар. Один стоял на траектории брода с фонариком, изображая маяк, второй переезжал реку. Крупные камни на дне прекрасно освещались фарой, вода была чистейшей, в общем, только позитив. Вижай переехали не останавливаясь, река не поднялась, видимо, дожди прошли только на севере. На вторую ночевку решили не вставать, открутили гашетки и в 04.30 утра прибыли в Калью. Отоспались до обеда, погрузили мотоциклы на прицеп и отбыли в Екатеринбург.

 Мотобробег составил около 600 км, сожгли по 30 литров бензина. Осталось еще куча мест, которыми богат Северный Урал, и мы обязательно туда вернемся! А «Холат-Сяхыл поёт над этим окариной…» (Я. К.)