Миха Travels Миха
О себе Мотоцикл Поездки Видео Гостевая

Алтайские тропы

 

 Однажды пришла в голову мысль, что, изрядно поездив по родному Уралу, пора расширить географию, и взгляд устремился вдаль. Помимо прочих далёких мест интересовал горный Алтай. Долго изучал карты и отчеты различных туристов в интернете, в результате чего в голове образовалась любопытная по всем признакам тропа Джазатор – Тюнгур. Начал наводить справки. Написал письмо Майе Новик в Ангарск, она в свою очередь направила нас к Свете Князевой, так как сама с этим маршрутом мало знакома. Света любезно ответила на интересующие вопросы. Она также имела виды на этот маршрут, так как попытка пройти составом мотобалагана «Черви» в 2009 году оказалась неуспешной из-за сгоревшего сцепления на ее «Джебеле».

 Олег, с которым мы путешествуем, радостно спросил: «Когда мы с ними едем?» Развожу руками: «Да нас вроде и не звали..» Хотя этот диалог натолкнул на мысль, что неплохо бы объединиться с опытными мототуристами. В переписке мы, конечно, подружились и договорились совместно ехать в мотопоход. До конца был неясен состав группы; к нашему приезду мотобалаган представляли Светка Князева из Новосибирска («Джебел») и Толя Злой из Томска («Серов»). Встретились в конце июля в Манжероке, мы с Олегом подъехали ровно в полночь, к этому времени наши новые товарищи изрядно накидались с русско-ирландским гимном алкоголиков «Все говорят, что пить нельзя, а я говорю, что буду». Мы поддержали их в таком нелёгком деле, рассказывая о своих приключениях.

 Утром разглядели друг друга снова, оказались удовлетворены. Неизгладимое впечатление произвёл на нас школьный портфель, с которым Толя ходил в шестой класс. В настоящее время сей артефакт привязан сбоку на мотоцикле в виде сумки для инструментов. Поехали в Горно-Алтайск ставить машину с прицепом и выручать из него наши мотоциклы. У меня «Джебел 250», у Олега «Raid». Посреди города есть улица со знаком, запрещающим движение мотоциклов. Светка с Толяном заехали под знак, за что их наказали ДПСники. Разгрузив, мотоциклы, мы выехали вглубь Алтая. Скоро нас догнал пятый и последний участник-камикадзе - Женя с Алтайского края («Джебел 250»).

 

 С необходимостью следует раскрыть тему природы Алтая. Можно смело сказать, что это воплощённая мечта об идеальной красоте. Это бесконечная вечнозелёная тайга, степи и долины бурных рек, водопады и пещеры, снежники и конные тропы, высокогорные прижимы и ледяные озёра с водой иного вкуса. Это огромные пространства, не тронутые цивилизацией, и торжественный Чуйский тракт, альпийские луга и бескрайнее небо. Это курганы и петроглифы, чилимы и хвойные костры с пронзительным запахом. А мы приходим сюда ненадолго, оставляя навсегда сердце на трудном горном пути. Теперь сюда возвращаться и возвращаться – утолять жажду необычной прекрасной дороги…

 

 На следующий день вышли в Усть-Коксинский район через тропу Иня - Тюнгур, по которой должен промчаться каждый уважающий себя эндурист. Здесь земля уже потянула к себе, о чём свидетельствуют фотографии с лежащими мотоциклами. Тропа Тюнгур – Иня большей частью проходит по высокогорному прижиму вдоль Катуни. Два интересных брода – через Казнахту и Тургунду.

 

 Выявились характерные особенности нашей команды. Первым, как знающий дорогу, ехал Толян, бывший убеждённый чопперист (дорожный капитан «Community of fire»). Следом за ним Олег, они очень быстро сдружились, сказали, что «Ямаха» «Ямаху» не обидит, и всю дорогу летели впереди, как бешеные, толкались, вставали на дыбы и падали друг на друга. Хотя это можно объяснить тем, что Толя элементарно не хотел оказаться под колесами Олежиного мота и драпал со всех сил. Олег же, подгоняемый инстинктом охотника, не мог упустить движущуюся мишень. Так или иначе, они всегда были на шаг впереди джебловодов. Но опять это как посмотреть. Следом за охотой ехала Светка, медленно и аккуратно, и не позволяла нам с Женей проявить свои супермототаланты охотников.

 

 Вечером, после тропы, Злой начал понемногу отжигать. Мы сушим мотоботы, а он снимает берцы, симметрично рваные по бокам, и вешает сушить у костра. Наши мотоботы скрипят при ходьбе (а про то, что эндурист в экипе похож на имперского штурмовика, давно всем известно). Злой ворчит, что лагерь окружили несмазанные штурмовики… Ему вдруг говорят, что, дескать, твои крутые шузы на костре горят! А Толян лениво снимает их и отвечает, что у него ещё есть кожаные кроссовки и кожаные ноги.

 Далее Кучерла, перевал Кузуяк, Аккем, Ороктой. В Тюнгуре покупаем всё необходимое, последний раз. На перевале Кузуяк поломался Светкин «Джебел», на нём накрылись щётки стартера. Мы долго и честно ремонтировали её мотовелик.

 

 До Ороктоя дошли нормально, не считая одного момента, когда Злому в последний момент удалось ускользнуть от Олега, и наш славный охотник улетел с тропы. На следующий день начали подъём на Ороктойский хребет, со всем героизмом, присущим чувакам на слишком тяжёлых для такой тропы мотоциклах. Олег с Толей стремглав ломанулись играть в дикую охоту. У джебловодов же произошло ЧП. Светкин мот перестал заводиться совсем. Кика на нём нет. Постояли-покурили. Делать нечего – сняли вещи, раскидали по «Джеблам». Ей достался лишь собственный столитровый рюкзак.

 Подъём, конечно, оказался тот ещё. В кино этого никогда не видно, видно только в действительности. Потом все кино смотрят и говорят: «Да вы ездить не умеете! Тут можно на заднем колесе!» Поваленные деревья, тропа крутая и скользкая, местами серпантины, корни. Наш пешеход фотографирует и снимает наши трагикомичные кульбиты, изредка помогая тягать моты. После подъёма на хребет тропа идёт по нему, но от этого не делается лучше.

 

 Всё расстояние от реки Ороктой до ручья Тухман мы не одолели, а там всего 15 км. Когда стало темнеть, моты поставили на склон рядом с тропой, какие-то вещи взяли с собой, какие-то закинули в лес. И пошли-пошли-пошли… Темно, холодно, дождь, туман. И, кстати, вода давно закончилась. Мы повторили прошлогоднюю ошибку мотобалагана – взяли мало воды. В прошлом году они развернулись немного раньше, чем где мы оставили мотоциклы, - сгорело сцепление на «Джебеле», который снова прикинулся ветошью здесь, внизу, под горой.

Картинка

  Ночью мы вышли на плоскость, где стояли палатки. Женя сбегал неизвестно куда за водой, поставили палатки, но общежитие организовали в трёхместной у Злого. Здесь готовили, ели, пили и безбожно ржали, вызвав недовольство людей, уже спящих в соседних палатках. Нам сказали, что тут стоят немцы. Но лучше бы не говорили. Ямаховоды, понимающие друг друга с полуслова, громко и выразительно запели какие-то немецкие (но скорее фашистские) гимны. Джебловоды в ответ могли только погибать от хохота, давясь дежурным полстаканом водки. Олег, имевший одни мотоштаны на все случаи жизни, конкретно засидел свой угол в общественной столовой, но ямаховод ямаховода простил, хотя и ворчал ещё два месяца, пока не вернулся домой.

Картинка

 Утро. Мотобалаган, конечно, обещал нам снег и мегапаршивую тропу, но до последнего казалось, что они так прикалываются. Так вот они не прикалывались. Это у них такая правда, похожая на шутки. Они много смеются, и им никто не верит. Да, клоунам верить трудно. В общем, вылезаем мы утром, а вокруг снега навалено по щиколотку, а где и по колено. Соседи-пешеходники уже снеговиков налепили.

 

 Отзавтракали в общежитии и отправились выручать свои мотоциклы. До них около 3,5 км. Дошли. После снега стало ещё более сыро. Одним словом, через полкилометра в полдня стала понятна наша будущая скорость; по подсчётам в Джазатор мы должны выйти к сентябрю (но решили хотя бы «Серов» поднять общими усилиями до Тухмана). Так как-то само собой принялось решение вернуться. Супермоты опять оставили на тропе и пошли к ручью.

 К этому времени разъяснило и стало видно Белуху. Да, на Урале таких снежников, конечно нет! На Урале другая природа. И природа вещей тоже.

 

 На следующий день Толя умчался «на разведку» дальше по тропе. Мы терпеливо ждали, просчитывали наши шансы поднять более тяжелые и прожорливые мотоциклы дальше по тропе. Вернувшись вечером, Злой сказал, что дальше – проспект. Только на обратной дороге он застрял в болоте с камнями, и надо его завтра вытащить. А вообще-то он поедет дальше, даже если один. Но тут оказалось, что Светка тоже пойдёт. Мы, покручивая у виска, убеждали их вернуться с нами. А они, покручивая у виска, убеждали нас ехать с ними. Так или иначе, решение принято. Бензина и времени идти дальше нам не хватает. Двое вперёд, трое назад.

 На следующий день Толя, Олег и Женя пошли до «Серова». Нам со Светкой предстояло разобрать вещи и собрать снарягу.

 

 Я отдал нашим смертникам GPS, часы и часть продуктов. Предполагалось отдать также верёвки, но они исчезли с мотоцикла. Кто-то не постеснялся приобщить их к своим вещам. Приобщитель, однако потеряет верёвки перед Балтырганом, а Толя со Светкой найдут их и признают, офигев от такой удачи. Потом они снова потеряют эти верёвки, но это совсем другая история. Но на верёвках дело не кончится. Злой разобьёт навигатор, когда улетит на мотоцикле с тропы. Некоторым можно доверять только цельносварные железные вещи. Но спустя три недели в Джазатор выйдут. На редкость настырные персонажи!

 Мы же часа за три спустились с Ороктойского хребта, попутно распугав туристов. В этом месте вообще край непуганых (эндуристами) – мотоциклистов здесь, скорее всего, никогда уже не будет. Сделали полудневку на Катуни, отдолбили с себя грязь, прошли тропу Тюнгур-Иня в обратном направлении. На мой взгляд, в эту сторону она гораздо проще проходится. Или это показалось после подъема на Тухман?

 

 На следующий день едем на Актру. Завтракаем в Акташе в кафе «Фортуна», название не обмануло - нам с Олегом повезло, а Жене нет... Курайская степь – сотня дорог во все стороны, хищные птицы, охотящиеся даже на уральцев, пушистохвостые зверюшки из-под колес, медленно растущий впереди Северо-Чуйский хребет, составленный из мрачных древних ледников. Погода портится, грозы здесь проходят широкой чёрной стеной. Всем известный мост через Актру, построенный ещё в 2003 году. Последний пролет разрушен уже несколько лет, автовнедорожники идут вброд. Олег с Женей поднимались на мотоциклах до ледника Малый Актру и дальше пешком. Я ждал их у моста.

 

 Назад спускались под дождем, добрались до Чуйского тракта и заселились в домик с печкой – КАЙФ! Утром погода была не очень, и планы по посещению Чулышмана отложили до следующего пришествия (нашего на Алтай).

Картинка
В Ине на заправке встретили англичанина на древней «Каве» и швейцарца на «BMW», направлялись они, естественно, в Монголию. До иностранцев редко доходит самоценность Алтая, и его самые сногсшибательные места видят только совсем отмороженные эндуристы, не будем показывать пальцем. Монголия? Да все будут в Монголии, и все будут ездить на эндуро!

 В Горно-Алтайск добрались вечером, попрощались и двинули по домам. Женя уже в два часа ночи был дома.

 На обратном пути заехали в село Сростки в Алтайском крае, родину Василия Шукшина.

Картинка
И дальше домой. Спасибо тем, кто был, - спасибо команде! Пусть вам хватит времени и надёжных друзей дойти до всех ваших обычных и необычных целей. Удачи в горах и на дорогах!

 

 Маршрут: Екатеринбург – Новосибирск – Горно-Алтайск, Иня – Тюнгур – Кучерла – р. Аккем – р. Ороктой – Ороктойский хребет – р. Тухман – возвращение с заездом на Актру.