Зима - время планирования новых маршрутов и подготовки техники к новому сезону. Железо перетряхнул основательно, на базе «Suzuki Djebel» 250 был собран мотоцикл для экстремального мототуризма. Теперь нужно и подходящее испытание для него, с разнообразными участками от скоростных грунтовых дорог до труднопроходимых горных троп. Ставший уже традиционным майский мотопоход по Уралу идеально подходил для испытаний конструктора. В поисках подходящего маршрута изучал различные отчеты туристов по Уралу и набрел на статью о Азяш-Уфимском заводе, нередко упоминающимся как «Шигирский призрак».
Из статьи Михаила Пинкуса «Челябинский рабочий» от 19.09.2002 г.:
«Обнаруженные археологами останки древних построек находятся в такой уральской глубинке, что доехать до них цивилизованным способом невозможно. Археологическая сенсация затерялась на границе Нязепетровского района, неподалеку от Нижнего Уфалея, Долгобродского водохранилища и затерянного в лесу мертвого села Шигир. От последнего сегодня осталось немного: только поляна с полуразрушенными фундаментами домов да два кладбищенских креста в лесу. Не живется здесь как-то людям. Говорят, место гиблое. Не раз сюда приходили поселенцы. И где они? Исконно башкирские земли оседлости не терпят. Со стороны ближайшего населенного пункта - поселка Егусты - Шигир защищают 15 километров непроходимой тайги. Примерно столько же нужно пройти по болотистым берегам Долгобродского водохранилища. И как Демидов сюда людей загнал? Этот вопрос возник в моей голове уже через полчаса пешего хода по берегу Долгобродки. И как только залезли в болото? На вид самый обычный лес. Только сухой и стволы обвиты плющом. Ноги соскальзывают с кочек, попадают в болотную кашу и приходится освобождаться от рюкзака, передавая его идущим след в след коллегам. С тяжелой поклажей из трясины не выбраться. А ведь заводчане должны были нести с собой не только пожитки. Лопаты, кирки, плотницкий инструмент. То ли доставляли на баржах по речке Уфе, то ли рубили просеки и перевозили необходимую утварь зимой на санях. И в том, и в другом случае завод строился на костях. А упоминаний об этом в архивах нет. Как нет их и о самом заводе. Завод-фантом. Завод-загадка.
Археологи объясняют историческое недоразумение ошибкой, вкравшейся в документы. В архивах значится строившийся в 1762 году Азяш-Уфимский завод. Однако и располагаться он должен был совсем в другом месте, выше по реке, при впадении в Уфу речки Азяш. (Заводы в то время называли по рекам, на которых они строились). Развалины, найденные археологами, должны были называться Шигирским заводом или Шигир-Уфимским. В результате до сих пор бытует версия, что не попавший в архивы завод был "спрятан" специально, чтобы не платить государству подати».
Таинственное всегда очень манит, хочется увидеть своими глазами то, что пытаются разгадать многие люди. Поделился с Олегом идеей маршрута, он в свою очередь предложил совместить поездку на старый завод с посещением одной из вершин природного парка Таганай (г. Юрма), перейти через перевал и спустится в г. Карабаш, а от него в Екатеринбург, закольцевав таким образом наш маршрут. Ну что же, отличный план вырисовывается, значит, едем! Списавшись с группой эндуристов из г. Миасса, уже бывших в том районе, договорились о совместной поездке.
В назначенный день я (типа «Джебел»), Олег («ТТR») и Игорь («Bаjа») собираемся у меня и выдвигаемся в сторону Полевского. Попутно присоединяется Леха из Первоуральска («Джебел» 250), заждавшийся нас из-за ремонта пробитого колеса у Игоря. Первоуралец сходу задает вопрос: "Когда мы будем есть и спать?" Переглянувшись и пожав плечами, едем. Проехав Полевской, уходим через п. Кладовку и огромные карьеры по пути в В. Уфалей. В Черемшанке встречаем Жору («Джебел» 200). Отзвонились миассцам, договорились о встрече в Слюдоруднике. Дорога - укатанная грунтовка, в сухое время адски пыльная. Пересекли Долгобротское водохранилище по плотине, очень красивые виды Среднего Урала!!! Фотографируемся, разглядываем друг друга поближе и едем глотать пыль дальше.
Доехав до Слюдорудника, останавливаемся у единственного магазина, пугая своим видом (несмазанных и скрипучих имперских штурмовиков) местных детей и старушек. Были также предположения, что мы с Марса или откуда подальше. Пока основная часть марсиан наводила жути на местных, я забрался на кучу щебня и стал посылать сигналы недоступным миассцам. Предполагая скорое отсутствие связи, отправляю смс с местом планируемой стоянки, после чего с чистой совестью уезжаем из цивилизации.
Хорошо разогнавшись по грунтовке, резко уходим вправо к затопленному руднику по добыче слюды. Доехав до карьера, обнаруживается отсутствие Лехи. Видимо, слишком быстро растянувшаяся по дороге группа сменила направление и Леха растерялся. Я выдвинулся в сторону Белого озера, расспрашивая по пути встречных людей. Лучше бы не спрашивал, т.к., судя по ответам, Леха за 20 минут наколесил столько, что и за день не объехать. Уже позже выяснилось, что в этом районе, кроме нас, в тот же день наследили миасские, многие их и видели. Вернулся на перекресток. Разделяемся с Олегом по остальным направлениям - я в Слюдорудник, а Олег в сторону Больших Егустов, Жоре и Игорю ждать на перекрестке в случае неожиданного Лехиного появления из «откуда-нибудь».
В Слюдоруднике Леха не обнаружился. Достал телефон - а тут от потерянного смска, он уехал еще дальше за Белое озеро, к Косому мосту. Обалдеть! Собираемся в кучку и за Лехой. Нашли. Для себя вынесли правило - при движении в группе почаще следить за вслед идущим.
Дальше идем мимо заброшенного поселка Куватал на стоянку на берегу р. Уфа. Забегая вперед, скажу, что миассцев мы в тот день так и не увидели, видимо, укатались эндуристы.
Скоро прощаемся с Жорой, ему обратно в Снежинск.
Олег, дорвавшись до кухни, испугавшись тетки-голода, решил уморить ее тремя пакетами гречки на брата с огромным количеством приедалова. Я, увидев это безумие, остался в стороне со скромным пакетиком сублимированной овсянки, вызвав насмешки товарищей. Позже участники этого пира держались за животы и охали, приговаривая, что так жрать нельзя. Тут уже настала моя очередь похихикивать. Олег пытался оправдать себя тем, что Лехины кости даже фотоаппарат распознать не может, и его надо кормить. В тот вечер Игорь отметился способностью за 15 минут обеспечить голодных товарищей свежевыловленной рыбой из реки. Да-а, с голоду не пропадем. В общем, хороший вечер смеха и разговоров под «Эндуровку».
Ночью приморозило, и с рассветом наш брат начал выползать из палатки, чтобы согреться. Собравшись, вынудили Игоря схоронить рыбный улов, обещая за ним вернуться к вечеру и забацать уху. Сперва решили посетить сам поселок Куватал, значившийся на карте как заброшенный. На деле там стоит несколько каменных изб с мощной охраной в виде собак размерами с медведя. А, может, это мне показалось так от страха, когда мы дружно развернулись и, сопровождаемые этими самыми медведями, быстренько ретировались. Около часа заняла дорога до заброшенного Шигирского завода. По пути чиним мотик Игоря, в одном из заболоченных участков у него слетела цепь, и ее зажало ведущей звездой.
На месте бывшего завода – плотина, изрытая белыми и черными археологами. Участок сильно заболочен и завален лиственницей, пролежавшей не одно десятилетие. Выйдя на берег Уфы, на противоположном видим остатки каменной кладки фундамента и чугунной шпалы старого завода. Из-за разлившейся реки переходить ее в брод никто не решился. После изучения окрестностей вопросов стало еще больше, все сошлись в едином мнении - место загадочное и очень интересное.
Возвращаемся той же дорогой к Верхнему Куваталу, также значившемуся на карте как заброшенный поселок, а на деле имевший не менее 10 дворов. Заначку Игоря решили не забирать, т.к. маршрут пересмотрели и пошли лесными тропами невероятной красоты, к селу Александровка. Периодически натыкались на свежие следы медведя и зверя поменьше, предположительно волка. Где-то сзади раздается знакомый вопрос: "А когда мы будем есть и спать?"
Проезжая заброшенный гранитный карьер, переключаюсь на резерв. Бензина немного, запас с собой только у Олега, 2л в бутылке. Решаем разведать брод через р.Куса, а там уже решать ехать обратно за бензином или на авось пытаться переехать Юрму на резерве.
Подьехав к Кусе видим неожиданно низкую воду, пообедав, решаем что ехать обратно нам лениво и через перевал пойдем с тем запасом топлива что есть, а в случае его нехватки сольем все остатки в один мотоцикл и отправим в Карабаш. Одним словом – авантюра!
Подъем до высоты 800 м вполне доступный, лишь выше начинаются не успевшие растаять снежные сугробы, но и их пробили достаточно быстро. Перекурив на вершине, спускаемся к Карабашу. Попутно останавливаемся на «поляне с трубой».
На спуске уже у троих «резерв», мой явно затянулся, но я от этого только рад. На АЗС встречаем Диму, квадроциклиста из Челябинска, катающегося в одиночестве по местным ландшафтам. Дима любезно предложил прокатиться на гору с установленным крестом, достопримечательностью Карабаша, с которой вид на всю округу, как на ладони. Осмотрели «Мордор» и спустились, в очередной раз с грустью удивившись губительной деятельности человека.
Внизу к нам лихо подъехали трое эндуристов, в них-то мы и признали блудных миассцев, это им на заправке поведали, что мы уехали к кресту. Вместе едем в ближайшую кафешку поболтать о суровых буднях эндуриста. На наш призыв ехать в лес и отведать фирменных макарон с тушенкой, запивая «Эндуровкой», ребята вежливо отказались, сославшись на необходимость возвращения домой.
Разъехались, едем в сторону озера Увильды с наивным желанием найти где-нибудь на берегу тихое укромное место для ночлега. Не тут-то было! Все берега закрыты частными территориями и садовыми товариществами, ну и ладно, уедем подальше, к Белому озеру. В темноте находим место стоянки, на мой призыв культурно посидеть народ ответил, что устал и хочет культурно поспать. Отбой
Утром подъем с первым выхухолем. Традиционно, как противник комплексных обедов в походе, быстро поедаю кашку сублимированную, а трое моих товарищей начинают завтрак и завершают его к 11.00. Мое воспитание не позволяет подгонять их и портить им аппетит, смиренно жду. А ведь могли бы и с обедом совместить.
Решено завершить наш маршрут посещением последней точки – Дыроватый Камень вблизи п. Большие Егусты.
От Белого озера едем азимутом по лесу, объезжая заболоченные участки и труднопроходимый бурелом. Периодически с мотоцикла слетают сумки и поворотники. Примерно к 13.00 достигаем вершины, фантастическое место! Очень красивая гора!
Встречаем нескольких квадроциклистов. Немного поговорив и осмотрев окрестности, едем в сторону дома. Б. Егусты – Слюдорудник – Кыштым - Екатеринбург.
Возвращаясь домой, ощущал полное удовлетворение от поездки, поход удался!
Спасибо всем участникам за компанию, было здорово!!!
P.S. При возвращении спросил Леху: «Как впечатления? Мототуризм рулит?» Ответ был однозначно утвердительный. Думаю, что еще одним мототуристом стало больше.
Дополнительно
Фото Лехи (Leksey)